Принципиальное устройство и работа инерциальной навигационной системы
В инерциальных навигационных системах основным элементом является гироплатформа. Она состоит из основания, на котором устанавливаются гироскопы и акселерометры. Основание помещено в карданный подвес, благодаря чему гироплатформа имеет три степени свободы и может быть стабилизирована в любом заданном положении.
На гироплатформе (рис. 10.13) установлены два акселерометра 2 и 4, оси чувствительности которых взаимно перпендикулярны. Но может быть установлен и третий акселерометр для измерения вертикального ускорения. Гироскопы 6, 10 и 13 имеют относительно платформы по две степени свободы, а совместно с платформой — третью степень свободы. Гироскопы 6 к 13 с вертикально расположенными главными осями служат для удержания гироплатформы в горизонтальном положении. При совместной работе с акселерометрами эти гироскопы обеспечивают горизонтирование платформы в соответствии с рассмотренным выше принципом интегральной коррекции. Для создания прецессии гироскопов при интегральной коррекции служат моментные двигатели гироскопов 7, 9 и 12. Гироскоп 10 служит для стабилизации гироплатформы в заданном азимуте (по истинному меридиану, по главной ортодромии).
На осях внутренних рамок гироскопов располагаются датчики углов 5, 11 и 14, регистрирующие отклонения главных осей гироскопов от их номинального положения (перпендикулярно к платформе у гироскопов 6 и 13 и параллельно ей у гироскопа 10) и вырабатывающие сигналы для формирования корректирующих моментов, в результате действия которых гироскопы возвращаются в исходное положение.
Рис. 10.13. Гироплатформа в карданном подвесе: t — гироплатформа; 2 и 4 — акселерометры; 3, 8 и 15 — разгрузочные двигатели; 5, 11 л 14 — датчик»! регистрации углов отклонений главных осей гироскопов; 6, 10 и 13 — гироскопы; 7, 9 и 12— моментные двигатели; 16 и 17 — интеграторы |
На осях рамки карданного подвеса располагаются разгрузочные двигатели 3, 8 и 15, предназначенные для удержания платформы относительно осей роторов гироскопов в строго определенном положении.
Допустим, в результате действия на гироплатформу момента внешней силы Мх относительно оси X (трение в подшипниках подвеса) гироскоп 6 спрецессировал и отклонился от своего нормального положения. Положение самой платформы при этом не изменилось. Тогда с датчика 5 подается электрический сигнал, пропорциональный углу отклонения, в разгрузочный двигатель 8. Этот двигатель создает момент на платформу, равный по величине, но обратный по направлению моменту внешней силы. Этот момент действует и на гироскоп 5, заставляя его прецессировать обратно к нормальному положению. При этом вся гироплатформа не поворачивается.
Аналогично компенсируется отклонение оси ротора и других гироскопов.
Следовательно, гироскопы 6 и 13 удерживают гировертикаль и моделируют маятник Шулера с периодом колебаний 84,4 мин.
Для удержания гироплатформы в заданном азимуте на момент — ный двигатель 9 подается электрический сигнал, пропорциональный угловой скорости поворота земной системы координат в инерциальном пространстве вокруг оси Z. Этот двигатель создает вращающий момент, который заставляет прецессировать гироскоп 10 вокруг оси Z. Тем самым удерживается ось Y гироплатформы в направлении заданного азимута.
Чтобы использовать инерциальную систему для счисления пути и определения навигационных элементов, необходимо:
— располагать акселерометры строго горизонтально;
— иметь не менее двух акселерометров, расположенных перпендикулярно один к другому;
— сориентировать оси чувствительности акселерометров по осям XYZ выбранной прямоугольной системы координат, связанной с Землей (геодезической или ортодромической). При этом плоскость XOY должна быть горизонтальна, а ось OZ — вертикальна г(рис. 10.14). Ось OY направим на север по истинному меридиану, а ось ОХ — на восток.
Вследствие вращения Земли и перемещения вертолета относительно земной поверхности выбранные земные координатные оси будут вращаться в инерциальном пространстве. Для сохранения заданного положения координатных осей гироплатформы, а вместе с
ними и осей чувствительности акселерометров они щаться с определенными угловыми скоростями:
Wr
“V = —f — +і “з C0S
Н
wx,
(02= tgcp + со3 Sin cp,
A
где (ox> сOy, cd2 — угловые скорости поворота системы XYZ в инерциальном пространстве вокруг осей X, У, Z; Wv= W? cos ИПУ— северная составляющая путевой скорости;
Я7 sin ИПУ—восточная составляющая путевой скорости;
0з — угловая скорость вращения Земли;
Ф — широта местонахождения гироплатформы;
R — радиус Земли.
Заданное положение координатных осей стабилизируют гироскопы, установленные на гироплатформе. Для этого с акселерометров 2 и 4 (рис. 10.13) снимаются электрические сигналы, пропорциональные со*, соз/, cdz, и подаются на моментные двигатели гироскопов 7, 9 и 12, которые создают вращающие моменты и заставляют прецессировать гироскопы вокруг осей X, Y и Z с угловыми скоростями поворота системы XYZ. В результате гироплатформа удерживается в плоскости истинного горизонта, а оси акселерометров остаются сориентированными относительно геодезической системы координат. При таком расположении одним акселерометром будет измерено ускорение по меридиану (ау), другим — по параллели (ах).
Измеренные ускорения подаются на интеграторы 16 и 17. На интеграторах после первого интегрирования ускорений определяются составляющие путевой скорости Wy и Wx (рис. 10.14), а после второго интегрирования можно получить пройденное расстояние вдоль координатных осей Sy и Sx и координаты вертолета.
Вычислительные устройства инерциальной навигационной системы при счислении пути и определении навигационных элементов решают следующие системы уравнений:
Wy = j ау dt;
о
t
Wx = j ах dt — /?Ш3 cos ®; 0
W = V Wy +; Wx ;
Y7
ИПУ = arctg ;
W у
УС = ИПУ — ИК;
X — Х0 4-| |*
6
где фо, Хо — начальные координаты вертолета.
Истинный курс вертолета в инерциальной навигационной системе с корректируемой гироплатформой измеряется непосредственно как угол между главной осью курсового гироскопа 10 (рис. 10.13), направленной по истинному меридиану, и продольной осью вертолета.
Кроме рассмотренной ориентации акселерометров в геодезической системе координат используются и другие виды ориентации:
— свободная в азимуте ориентация, когда гироплатформа с акселерометрами не вращается и сохраняет неизменное положение в инерциальном пространстве;
— гироплатформа, стабилизированная в азимуте относительно земной системы координат (ортодромической, прямоугольной).
При всех видах ориентации гироплатформы возможно определение навигационных элементов и счисление пути. Видоизменяются лишь уравнения, которые решаются в вычислителях инерциальных навигационных систем.
Инерциальная навигационная система при всех своих важных достоинствах не свободна от некоторых недостатков. Одним из них является накопление ошибок с течением времени. Поэтому она нуждается в периодической коррекции другими навигационными системами. Другим недостатком является то, что она требует специальной подготовки к полету—начальной выставки. Начальная выставка включает две основные операции: горизонтирование гироплатформы и выставку ее в азимуте.
В современных инерциальных навигационных системах операция горизонтирования осуществляется автоматически по данным самой системы. Выставка гироплатформы в азимуте может выполняться автоматически способом гирокомпасирования и автономно: выставкой по известному стояночному курсу.
Курс вертолета определяется:
— по магнитному датчику, который обычно предусмотрен конструкцией инерциальной системы; средняя квадратическая ошибка выставки курса равна 2—3°;
— пеленгацией ориентиров с вертолета, пеленги которых известны;
— пеленгацией продольной оси вертолета;
— по разметкам стоянки.